Новости цивилизации

Конец джаза? Ученые Техниона научили искусственный интеллект сочинять джазовые соло

"Весь этот джаз" скоро может стать жанром, из которого роботы вытеснят людей. Специалисты в области компьютерных наук  израильского Техниона привлекли искусственный интеллект для создания музыкально привлекательных персонализированных джазовых соло, соответствующих предпочтениям слушателя.


Анализ на плагиат доказал, что искусственный интеллект способен создавать оригинальные джазовые произведения


Доклад об этом исследовании под названием «BebopNet: глубинные нейронные модели персонализированной джазовой импровизации» была недавно представлена ​​на 21-й Международной конференции общества по поиску музыкальной информации (ISMIR 2020) и получила награду за лучшее исследование. Его авторы - студенты Надав Бонкер и Шунит Хавив Хакими, а также их научный руководитель профессор Ран Эль-Янив с факультета компьютерных наук Техниона - пришли к выводу, что искусственный интеллект способен моделировать и оптимизировать индивидуальные предпочтения любителей джазовой музыки.
Одна из текущих задач, которую сегодня решают разработчики искусственного интеллекта - научить машину создавать музыку. Еще более сложная задача - создание музыкальных произведений, соответствующих предпочтениям человека. В проекте BebopNet Бонкер и Хавив Хакими, оба - джазовые музыканты-любители, сосредоточились на персонализированном, основанном на символах, монофоническом производстве джазовых импровизаций, соответствующих стандартной гармонии. Для решения этой задачи они создали "конвейер", состоящий из нескольких этапов: контролируемое обучение с использованием коллекции имеющихся джазовых соло, изучение предпочтений пользователей и оптимизированная генерация с использованием планирования ("поиск луча"). Библиотека, которую использовали исследователи, состояла из сотен оригинальных джазовых соло в исполнении гигантов этого жанра, в том числе Чарли Паркера, Стэна Гетца, Сонни Ститта и Декстера Гордона. В рамках своего исследования Бонкер и Хавив Хакими применили этот конвейер для производства специфических моделей в соответствии с приоритетами конкретных слушателей. Такой подход позволяет объективно исследовать субъективные персонализированные модели, эффективность которых поддается количественной оценке.
Исследователи провели также анализ на плагиат, чтобы убедиться, что "машинные" соло - это оригинальные произведения, а не объединение музыкальных фраз, взятых из библиотеки и вырванных из контекста. Бонкер и Хавив Хакими отмечают, что «хотя наши соло, сгенерированные компьютером, локально согласованы и часто интересны и приятны на слух, они все еще отстают от профессиональных джазовых соло, связанных с общей структурой, такой, как развитие мотивов и вариации.»
Однако вряд ли это успокоит джазовых музыкантов - профессор Эль-Янив надеется решить эту проблему в будущих исследованиях. Предварительные модели, основанные на меньшем наборе данных, были существенно слабее, и вполне возможно, что дальнейшее увеличение исходной музыкальной библиотеки сделает будущую модель значительно лучше - особенно если перейти от анализа символов к прямому использованию аудиозаписей, которые могут быть собраны в гораздо больших количествах.
«Возможно, одно из основных препятствий в создании искусственного интеллекта, включая джазовую импровизацию, - это осмысленная оценка качества. В нашей работе подчеркивается необходимость разработки эффективных методологий и приемов для извлечения и устранения из записей реакций слушателей,  что позоволит эффективно оценить качество искусства, создаваемого искусственным интеллектом. Такая технология откроет путь к разработке многих интересных практических приложений», - отмечает проф. Эль-Янив.
С примерами джаза, созданного машиной, можно ознакомиться здесь.
Технологии Общество
Made on
Tilda